Новооскольский район

Официальный сайт органов местного самоуправления

муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области

Территориальные общественные самоуправления (ТОС)

Под территориальным общественным самоуправлением в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Основными направлениями деятельности территориального общественного самоуправления по реализации собственных инициатив в осуществлении решения вопросов местного значения являются:

  1. решение вопросов благоустройства, поддержание порядка и чистоты, в том числе привлечение жителей территории на добровольной основе к выполнению общественных работ на соответствующей территории;
  2. взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и учреждениями по вопросам создания благоприятной среды проживания населения, предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг, содержания и эффективного использования общего имущества многоквартирного дома в интересах жильцов, торгового, бытового и иных видов обслуживания жителей на соответствующей территории;
  3. организация досуга жителей, в том числе проведение культурно-просветительных, физкультурных и спортивных мероприятий на соответствующей территории;
  4. организация работы с детьми и молодежью на соответствующей территории;
  5. взаимодействие с органами внутренних дел и общественными формированиями по обеспечению общественного порядка, соблюдению жителями правил пользования жилыми помещениями, общим имуществом многоквартирного дома на соответствующей территории;
  6. осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) на соответствующей территории;
  7. организация благоустройства и озеленения на соответствующей территории;
  8. содействие управляющим организациям (товариществам собственников жилья) в содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме на соответствующей территории;
  9. содействие органам местного самоуправления в обеспечении соблюдения жителями соответствующей территории правил пользования жилыми помещениями, общим имуществом многоквартирного дома;
  10. организация обустройства и содержания детских площадок на соответствующей территории;
  11. подготовка и направление в органы местного самоуправления, в организации и учреждения предложений по вопросам создания (обеспечения) благоприятной среды проживания жителей соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление на территории поселения может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов (жилой квартал);
  • улица;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт.

Становлению и развитию территориального общественного самоуправления, обеспечению гарантии прав граждан на осуществление территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством содействуют органы местного самоуправления поселения, в границах которых они создаются.

Повышение гражданской активности посредством создания территориального общественного самоуправления позволяет на местном уровне решать конкретные проблемы конкретных людей проживающих на определенной территории.

История возникновения Территориальных общественных самоуправлений

Формальным началом становления территориального общественного самоуправления в современной России следует считать 1991 год, когда соответствующее понятие впервые было введено в оборот законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Закон стал правовым основанием массового развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации.

Неформальные же традиции территориального общественного самоуправления уходят в глубину веков, если не тысячелетий. Что, как не территориальное общественное самоуправление, являл собой первобытнообщинный строй? А новгородское вече не было ли способом решения населением вопросов местного значения?

Традиции общинного бытия, самоорганизации граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив, сформировались еще во времена патриархальной Руси, не умерли в советские времена.

На территории Новооскольского района по решению исполкомов сельских, городского Советов были созданы уличные комитеты. Являясь организациями общественной самостоятельности, уличные комитеты постоянно оказывают содействие местным Советам депутатов трудящихся в проведении всех мероприятий по хозяйственному  и культурному строительству, в широком развитии инициативы и самодеятельности населения в деле благоустройства, сохранении и улучшении жилищного и коммунального хозяйства в осуществлении санитарных мероприятий.

Хотя закон от 6 июля 1991 года и утратил силу, территориальное общественное самоуправление как правовой и социальный феномен нашего отражения в ныне действующем федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон представляет возможность гражданам по месту их жительства на части территории - будь это квартал, двор, дом (для города) или село, хутор, улица (для села) – осуществлять территориальное общественное самоуправление по вопросам местного значения.

С апреля 2011 года в структуре управления Новооскольским районом наметилось принципиально новое направление деятельности, связанное с возрождением территориального общественного самоуправления – ТОСов. Проведена совместная работа по формированию общественного самоуправления в муниципальных образованиях Новооскольского района.

В результате, на территории Новооскольского района создано 38 ТОСов. На собраниях граждан в 49 малочисленных населенных пунктах избраны старшие сел и хуторов.

Советы самоуправления совместно с администрациями муниципальных образований решали возникшие на их территории проблемы по благоустройству, удовлетворению социально-бытовых потребностей граждан и другим вопросам местного значения.

Время диктует все новые и новые требования в вопросах жизнеобеспечения больших и малых территорий. Все большую и большую активность  должно  приобрести личное участие каждого гражданина, каждого жителя в самоуправлении по месту жительства.

В целях дальнейшего развития самоуправления, комиссией администрации Новооскольского района утвержден проект «Развитие территориального общественного самоуправления в Новооскольском районе в 2014 году». Основной задачей данного проекта является побуждение людей к активной жизненной позиции и созидательной деятельности, умению управлять и, прежде всего, исполнять, показывая пример другим.

Безусловно, положительный результат по реализации проекта будет получен лишь при взаимодействии с населением. Мы очень рассчитываем на взаимопонимание, помощь населения и хотим, чтобы каждый человек осознал свою ответственность за то место, где живет он сам и где будут жить дети и внуки.

Мы готовы рассмотреть любое предложение и поддержать любую инициативу, даже если на первый взгляд они окажутся нелепыми – нужно над ними просто поработать вместе, довести их до ума.

Территориальные общественные самоуправления в СМИ

  •  Районная газета "Вперед "№52-53
Свои предложения можно отправить на электронную почту admno@rambler.ru или направить в Советы ТОС по месту жительства.
Дата последнего изменения: 26 Сен 2017 16:24